|
О некоторых особенностях преподавания немецкого языка в
начальных классах малокомплектной школы.
Учебники И.
Л. Бим рассчитаны на раздельное обучение учащихся по годам
обучения. В малокомплектной же школе на уроках в начальных
классах сидят учащиеся разных возрастов и разных лет обучения.
Навыки самостоятельной работы с учебником у учащихся начальных
классов развиты еще слабо. Дети в данном возрасте нуждаются в
постоянной помощи учителя или на образец выполнения текущей
работы сверстниками. По этой причине асинхронное обучение
коллектива учащихся с опорой на разноуровневые учебники, на
разные виды работы на один тот же текущий момент времени
малоэффективно. Дети при такой методике обучения вынуждены не
активно трудиться в течении урока, а большей частью времени быть
пассивными созерцателями происходящих эпизодов, так как
самостоятельно работать с учебником они еще не могут, учитель
же занят другими детьми, и взять образец выполнения задания
ученику не у кого. Выход из создавшегося положения может дать
организация на уроке синхронного комбинированного обучения на
базе компромиссного учебного материала, пригодного по своему
содержанию, как для второклассников, так и для учащихся третьих
и четвертых классов. Тогда все дети работают как единый
коллектив одним видом работы: или чтением или письмом или
устным описанием картинок и т.д. Хотя у каждого ученика своя
цель, свой уровень достижения в работе с предложенным учебным
материалом. Рассмотрим примеры работы с опорой на картинки и
с опорой на текст учебника.
Коллективная
работа в малокомплектном классе с опорой на картинки. При
описании картинок проблем синхронного обучения не возникнет.
Картинку видят все, и каждый ученик по мере своих знаний и
способностей может сказать что-то, принять участие в
коллективной работе. Существенную помощь в усвоении новой
лексики по этой методике может оказать красочный «Мой первый
словарь»
С. А. Носкова.
Работая с этим словарем, ученики осваивают не только новую
лексику, но и учатся читать и писать отдельные слова, составлять
простейшие предложения. Писать лучше предварительно на доске.
Доска делиться на три части: 1) для второго класса, 2) для
третьего класса, 3) для четвертого класса. Ученики записывают
отдельные слова и выражения в своей графе на доске, затем,
выборочно или целиком, переписывают их в тетрадь. Ничего
страшного, если в графах для второго или третьего класса будут
встречаться слова, взятые из графы для учащихся четвертого
класса. Образцы написания слов будут браться у старшеклассников,
но обучаться письму и чтению будут и учащиеся младших классов.
Учитель всячески поощряет не только качественное написание
отдельных слов, но и количественный объем написанных слов и
предложений.
Коллективная
работа в малокомплектном классе с опорой на текст, лучше на
сюжетную картинку с небольшим текстом к нему. Длинный текст,
если это не сказка, утомляет детей. Объем текста можно по ходу
работы расширить самим учащимся задав вопросы к картинке и
отвечая на них. Для этой цели идеально подходит учебник
Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез
для
второго класса. Для учащихся второго класса этот учебник с уже
заложенным программным материалом. Для учащихся третьих и
четвертых классов хорошая возможность повторить пройденное и
дополнить содержание текстов своим творчеством. Кроме того, если
для второклассника текст это материал для развития навыков
чтения, письма и первичного ознакомления с лексикой, то для
учащихся третьих и четвертых классов данный текст материал для
развития диалогической и монологической речи. Простейший вид
работы обратный перевод – пересказ. Ученик переводит текст на
русский, а затем, опираясь на русский перевод, говорит все на
немецком. Не надо также забывать, что любой текст можно
использовать как иллюстрацию к тем или иным грамматическим
правилам. Имея под рукой комплект опорных таблиц немецкого
языка, можно за 2 – 3 минуты обратить внимание учащихся на
особенность строя немецкой грамматики и дать задание: найти в
тексте подтверждение пройденной теории и произвести необходимые
записи. Конечно, работа учащихся третьего класса, тем более
учащихся четвертого класса не может быть сужена на уроке лишь
работой с учебником второго класса. Данный учебник служит как бы
гимнастикой, трамплином для достижения целей углубленного,
расширенного изучения учащимися 3-4 классов изучаемой тематики.
Они выполняют предложенные учителем задания со своих учебников,
как бы дополняя и расширяя основную тематику урока. Здесь
учителю предстоит кропотливая работа по синхронизации программ,
чтобы не было скучно второклассникам и, в тоже время, были
посильно загружены учащиеся третьих и четвертых классов. Для
этой цели необходимо тщательно изучить эти учебники, с тем,
чтобы учащиеся третьих и четвертых классов выполнили программные
требования и не упустили необходимые упражнения со своих
учебников.
20.05.2012
|
|
|